Шаолиньский “Коридор Посвящения”

Шаолиньский "Коридор Посвящения"

Всемирно известный в настоящее время монастырь Шаолинь основан в 495 году. Интересно, что основал его вовсе не китаец, а монах из Индии Бхадра (Бато), проповедовавший буддизм. Правящий в те времена император Сяо Вэнь-ди одобрил учение Бато, и при его поддержке началось строительство храма на горе Шаоши – одном из семи пиков священной горы Суншань. Отсюда и название монастыря, буквально означает «Лес на горе Шаоши».

Искусство Чань – основа боевых искусств Шаолиня

В 530-х годах в монастыре останавливался Бодхидхарма (Дамо, имя, которое он получил в Китае) — первый патриарх Чань-буддизма. Как и Бато, Дамо тоже пришел из Индии. В Китае он проповедовал буддизм махаяны, который основан на усиленных тренировках, включающих, помимо буддистского учения и медитаций, практику боевых искусств и физических упражнений. Этот опыт он передал монахам Шаолиня, что кардинально изменило течение буддистской практики.

Однако изначально монахам были чужды его наставления: ему пришлось удалиться в близлежащую пещеру, которая по сей день находится неподалёку от храма. Там он провёл около девяти лет, пребывая в сидячей медитации, погрузившись в состояние глубокого самосозерцания.

Долгое время, проведённое в неподвижном состоянии в сырой пещере, пагубно сказалось на физическом состоянии Дамо: его ноги практически не двигались. Благодаря медитативно-духовным практикам и упражнениям, которые мы бы сейчас назвали Цигун, ему удалось достаточно быстро вернуть подвижность ног. После этого он смог вернуться и начать преподавать своё учение. Именно его и принято считать основой боевых искусств Шаолиня. Здесь опять духовное и физическое тесно связаны, помогают друг другу, а не являются антагонистами.

Сила духа и способность Дамо к самоисцелению вызвали глубокое уважение у насельников Шаолиня. Однако только двух из них он взял себе в ближайшие ученики. Один позже стал преемником первого патриарха (как его называли последователи). В течение многих лет он обучал своих учеников искусству Чань, в котором сочетались медитативные практики, боевые и оздоровительные упражнения.

Наследие Дамо, дошедшее до наших дней:

  • Принцип «совместного пестования физического и духовного в человеке», отказавшись от аскетизма, ослабляющего тело;
  • Ицзиньцзин – «Трактат об изменении мышц и сухожилий»;
  • Сисуйзин – «Комплекс омовения костного мозга»;
  • 18 рук архатов – основа шаолиньцюань;
  • «два проникновения» – два способа достижения просветления:
    первый – путем внутреннего духовного развития и созерцания («духовное проникновение»),
    второй – путем совершения практических действий, т. е. «добрых дел» («проникновение посредством действия»);
  • «четыре действия»:
    Не испытывать ненависти и отказаться от плохих поступков
    Быть послушным карме (следовать обстоятельствам)
    Не иметь сильных желаний
    Пребывать в согласии со священным законом (Дхарма).

36 ступеней Шаолиня

В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. Это был монах – реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.

Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику, был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапа ученик должен был сдавать экзамен.

В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
Во вторых залах – удары руками.
В третьих – ногами.
На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия.

Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь. Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, становился мастером-Шифу.

Слово Шифу (师父, shīfu) не имеет аналогов в русском, да и в европейских языках тоже.
Шифу — это буддийское понятие, объединяющее и учителя, и отца. В процессе совместных занятий, разговоров, медитаций Шифу передает ученикам свой опыт, мировоззрение, отношение к жизни, которые соответствуют принципам дзен-буддизма. Он опытен и образован, как учитель, и строг, заботлив и внимателен, как отец. Как источник света, Шифу показывает ученику его собственную правильную дорогу, помогает не сбиться с пути. Но при этом не ведет за руку, не дарит готовых рецептов, а направляет его сознание и дает внутреннюю уверенность в том, что путь выбран верно.

Бонус к статусу — право покинуть монастырь и вернуться в мир.

“Коридор Посвящения”

Монастырь всегда был окружен множеством тайн и легенд. Самой главной из них была, безусловно, загадка легендарного «Коридора смерти». Представьте смертоносную полосу препятствий с мечами, огнём и ядовитыми дротиками. Легенды гласят, что именно такие испытания должен был пройти кандидат в мастера-шифу. Испытания заканчивались одним из двух: или ученик становился мастером, или его тело выносили из лабиринта.

Итак, что представлял собой «Коридор Посвящения»? На самом деле, это был не совсем коридор. Скорее, лабиринт. Каждую секунду на человека что-то падало, а из стен летели дротики, манекены замахивались мечами, с потолка лилось масло. Но всё по порядку.

Сначала внутрь коридора нужно было зайти. Путников встречало устройство, которое внешне напоминало небольшую гильотину. Сзади прибора располагалась мишень. Задача монаха — ударить по мишени с такой точностью и скоростью, чтобы и дверь открыть и ни одного пальца не потерять. Никаких предохранителей и останавливающих пружин. Всё по-настоящему. За дверью, которая открывалась после поражения мишени, кандидатов ждал абсолютно тёмный коридор. Как только человек погружался во мрак, слева или справа вылетало бревно, мог обрушиться мешок с песком или сработать взведенный самострел. Если «шестое» чувство сработало, монах шёл дальше.

В коридоре монаха ждал в прямом смысле бой с тенями. Изгибы и повороты встречали путников взмахами мечей. Противники не знали страха и пощады. Просто потому, что были деревянными манекенами. Правда, вооружёнными до зубов. Монах должен был пройти всех противников. Драться с ними было бесполезно, оставалось только уворачиваться. Их действия также были непредсказуемы. Манекены могли толкнуть монаха,и тот, оступившись, активировал скрытую кнопку на полу или рвал натянутую леску. В это же мгновение из стен вылетали ядовитые дротики или копья. Иногда манекены задевали подвесные тускло светящие лампы. В таком случае на голову монаха лилось горящее масло. Точного количества таких манекенов никто не знал. По наиболее распространенной версии, их было 18. Но, можно было, элементарно заблудившись в лабиринте, несколько раз столкнуться с одним и тем же манекеном. В коридоре были также комнаты-колодцы. Монах открывал дверь и падал вниз. Известно об этих ловушках мало, но по понятным причинам — рассказывать некому.

Последний зал — овальное помещение с огромным количеством колоколов и гонгов. Они не просто висели, а шатались и двигались. Звон в зале стоял оглушительный. Монахи почти полностью теряли ориентацию в пространстве. И в этой суматохе тяжёлый колокол легко мог решить судьбу кандидата. Если монаху удавалось пройти лабиринт, он выбирался наружу. С этого момента бывший монах становился Мастером-шифу. Он мог остаться в монастыре или начать собственный путь в большом мире.

Наличие «Коридора Посвящения» документально не подтверждено. Скептики убеждены, что лабиринт — это миф, так как является сложным инженерным сооружением. Все механизмы работают без участия человека. Для того, чтобы собрать подобную полосу препятствий, требуются инженерные навыки. Монахи, безусловно, — мастера рукопашного боя. Но могут ли они быть талантливыми инженерами?  Однако в пользу его существования говорит тот факт, что монастырь Шаолиня — в принципе закрытое заведение. Туда не пускают чужаков и туристов. Подвалы вполне могли скрывать подобные коридоры.

Зал архатов

На самом деле в Шаолине действительно есть «Зал архатов» (Лохань тан). Несмотря на многочисленные устрашающие рассказы, это место вполне мирное. Представляет собой тренировочный зал, где уже многие столетия ученики Будды оттачивают своё мастерство. В полу этого зала отчётливо видны сорок восемь углублений. Они появились в результате тренировок монахов, которые отрабатывали специальный удар ногой. Это метод «врастания в землю» — удар такой большой силы, что в результате многократных повторений появились углубления в каменном полу. Возможно, именно здесь ранее находились те самые деревянные манекены, которые традиционно используются в боевых искусствах Шаолиня для отработки ударов.

Шаолинь в наше время

В нынешнее время Шаолинь — главная обитель буддизма и знаменитого кунг-фу, которым стремятся овладеть не только монахи, но и послушники из разных уголков страны и мира.

Двери монастыря открыты для новых послушников, доказавших истинность своих стремлений в первую очередь в постижении учения Будды. Большим заблуждением было бы рассматривать Шаолинь как школу боевых искусств. Это место для постижения Чань. Поэтому нельзя «поступить» в Шаолинь, чтобы просто изучать боевые искусства.

Жизнь монахов Шаолиня — усердный путь к духовному и физическому самосовершенствованию, который предполагает целый ряд тягостей и самоограничений, ведущих к просветлению. Тренировки идут согласно древним традициям храма, которые не менялись сотни лет.

Шаолиньские единоборства – это, честно сказать, вообще не система боя и не боевое искусство, это скорее, путь медитации, методика работы с собственным умом. По мысли своих создателей, такая работа с телом способствовала эффективному развитию сознания, что является одной из основных целей буддизма. Преодолевая телесную усталость и страдание, мы освобождаем дух.

Обеты послушников и монахов

  • 5 обетов ученика;
  • 10 обетов шраманера – послушников или монахов моложе 20 лет;
  • 250 обетов бхикку – высшая степень монашеского посвящения;
  • обеты бодхисаттвы.

Поделитесь этим постом

Рекомендуемые записи:

Подпишитесь на новости

Самые новые статьи по магии и эзотерики

X

Записаться на первый курс обучения

Заполните форму ниже или напишите нам на почту safita.pro@gmail.com