Ключи к Каббале

книга зогар - сияние каббала

Поделитесь этим постом

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Хронологический обзор развития Каббалы на основании наиболее известных трактатов. Ключи к Каббале.

Введение (ключи к каббале).

Древнееврейское тайное мистическое учение, известное как Каббала («получение», «предание предков», «наследие») представляет собой традицию — передающиеся от поколения к поколению сокровенные знания, подлежащие герметизации, дабы не попасть в руки тех, кто может употребить знание во вред себе и окружающим — которая зародилась в Междуречье около 4000 лет назад. Основатель Каббалы — древний вавилонянин Авраам, обретя способность проникать своими экстрасенсорными чувствами сквозь материю и осознав стоящие за материей силы, которые ей управляют, обнаружил, что всей материей, всем мирозданием, в том числе и нашим миром, правит внешняя, скрытая от человека природа. Он назвал эту силу «Высший мир» и описал в своём трактате «Сефер Йецира»/»Книга Творения», центральном — но отнюдь НЕ первом — труде по Каббалистике. В трактате изложено учение о сфирот и системе языка, объясняется символика букв еврейского алфавита и впервые упоминается термин «сфирот» — одно из фундаментальных понятий в Каббале: изначально десять первичных цифр знаковой системы, а также десять стадий эманаций Эйн Соф/Бесконечности, образующих царство проявления Вс-сильного. Наиболее ранние упоминания текста «Сефер Йецира» есть в трактате «Барайта ди Шмуэль» и в стихах Эльазара Калира. Наиболее раннее свидетельство о существовании Книги Творения в письменном виде относится к 120 г.н.э и принадлежит раби Акиве.
каббала трактаты и таксты

Тем не менее, первым трудом по Каббалистике в еврейской традиции принято считать книгу «Сефер Разиэль ha-Мелех»/«Тайный Ангел»(«Тайная Сила»), написанную жившим 5777 лет тому назад человеком по имени Адам, который первым постиг эту тайную силу, существующую внутри природы, но не ощущаемую нами, и описал её в книге, которую и сейчас можно купить в книжных магазинах, в том числе и в переводе на русский язык, но она очень трудна в прочтении. Вы спросите как было полное имя этого писателя? Адам. И всё. Да-да, тот самый, изгнанный из Ган-Эдена:). Есть авторитетное мнение, что хотя нам кажется, что Адам был один, это – совокупный образ. Тем не менее авторство труда «Сефер Разиэль ha-Мелех» традиционно приписывают именно Адаму.адам кадмон каббала

Основу Каббалы — еврейской космогонической традиции — составляют сочинения «Сефер Йецира», «Баhир», а также «Зоhар» Ари (рабби Ицхака бен Шломо Лурия Ашкенази). Рассмотрим их все в хронологическом порядке.

Трактат «Сефер hа-Баhир»/«Книга яркого Света», традиционно считающийся написанным выдающимся талмудистом Нехуния бен ha-Кана — также ранний влиятельный и цитируемый источник по Каббале: например, комментируя Тору Рамбан (раби Моше бен Нахман) неоднократно ссылается на этот трактат. Существует предание, что трактат написан «амораим»= законоучителями, лидерами еврейского народа, жившими в период после завершения Мишны и вплоть до завершения составления Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. Текст имел хождение в виде рукописи, и впервые был выпущен в свет прованской школой Каббалистов. В трактате содержится учение о «шемот»/именах — различных именах Вс-вышнего и ангелов, о десяти сфирот и тайном значении ивритских букв. В целом текст изложен в беспрецендентно сжатой и чрезвычайно сокрытой для непосвящённых форме. До публикации «Зоhара» именно «Баhир» является наиболее влиятельным и цитируемым источником Каббалы.

книга зогар - сияние каббала

Основным и самым известным Каббалистическим трактатом является «Сефер ha-Зоhар»/ «Сияние», написанный раби Шимоном бар Йохай (Рашби), вместе со своим сыном Эльазаром изучавшим Каббалу в течение 13-ти лет в пещере, а впоследствии обучившим тайнам Каббалы своих учеников, однако известность текст получает в 13 в.н.э. благодаря сефардскому раввину Моше бен Шем Тову де Леону. Зоhар учит, что божественные искры, рассыпавшиеся в момент творения, заключены во всём сущем и находятся в плену у тёмных сил. Целью жизни полагается воссоединение с Творцом: для того, чтобы построить царство Вс-сильного — Малькут — на Земле, людям следует совершить двейкут = постоянно находиться в состоянии слияния со Вс-сильным, иными словами — «прилепиться» к Б-гу. Считается, что чтение Зоhара вслух имеет положительное влияние на подсознательном уровне.

Трактат «Писания Ари» и одна из наиболее значимых частей трактата, книга «Эц Хаим»/ «Древо Жизни», представляет собой изложение учения рава Ицхака бен Шломо Лурии (Ари) его последователем раби Хаимом Виталем. Этот трактат стал следующим по важности после «Зоhара». Изучая Каббалу, Ицхак Лурия разработал систему, в основе которой лежат четыре идеи: цимцум (сокращение, сжатие)швират келим (разбиение сосудов)клипот (скорлупы) и тиккун (исправление), а также технику Каббалистической медитации и учение о переходе в миры Асия и Йецира; особое внимание обращалось на мистическое единение с душами цадиков и созерцаниям мистических имен Вс-сильного.

В рамках Каббалистического учения рава Ицхака Лурии и его учеников и последователей следует упомянуть трактат «Эмек ha-Мелех»/ «Долина Царя», продолжение идей последователя раби Ицхака Лурии — Исраэля Саруга.

Трактат «Калах Питhей Хохма» / «138 Врат мудрости», написанный раби Моше Хаимом Луццато (Рамхаль), последователем Шаббатая Цви и одним из великих Каббалистов, полностью посвящён каббале.Одной из отличительных особенностей работ Рамхаля является системный подход: он учитывает свойство объекта обладать всеми признаками системы и рассматривает объект как систему: целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Рамхаль считал, что распространение Каббалистической мысли, объяснение постулатов и понятий Каббалы повлечёт за собой нравственный прогресс.

Комментарии к книге «Сефер hа-Зоhар» — «Сулам»/ «Лестница» написал рабби Йегуда Лейб hалеви Ашлаг, Бааль Сулам («хозяин Лестницы»), живший в период с 1886г. по 1954г. Его перу принадлежит «Учение о десяти сфирот», где он упорядочил все записи рава Ицхака бен Шломо Лурии и ещё много трудов, которые используются как учебные пособия по Каббалистике. Его дело продолжил сын — раввин Барух Шалом Ашлаг — Рабаш — написавший пояснения к «Учению о десяти сфирот», а также «Шамати»/ «Услышанное» , комментарии к книге «Сулам» — «Шлавей Сулам» /«Уровни лестницы»«Даргот hа-Сулам» /«Ступени лестницы».

Итак, хасидизм.

Хасидизм, «учение благочестия», как религиозно-мистическое движение, возникло в Российской Империи на границе Подолии и Бессарабии в конце 30-х годов 18 века. Основоположником учения является Исраэль бен Эльазар. названный впоследствии Бааль Шем Тов (= «Хозяин доброго имени»), аббревиатура: Бешт. Следует понимать, что в корне «учения благочестия» находится идея, что мир есть НЕ эманация Божества, как учит Каббала, а лишь проявление Божества. Поэтому есть различие между хасидизмом и классической Каббалой. Тем не менее легенда гласит, что знания свои Бааль Шем Тов получил от сына некоего Каббалиста по имени Адам, жившего в святой земле и поручившему своему сыну передать свои рукописи и духовное наследие Исраэлю бен Эльазару из города Окуп в Российской Империи. Последователи Бааль Шем Това стали называться хасидами. После смерти Бешта раби Дов Бер из Межерича, называемый Великим Магидом сделался верховным главой многочисленного ордена хасидов. Как и Бешт, рав Дов Бер сам писал очень мало, не излагал письменно своих воззрений в систематическом порядке, но дал своим ученикам устную систему, предоставив им облечь её в литературную форму.

хасиды и каббала

Основополагающим трудом по хасидизму стала «Ликутей Амарим» («Тания»), произведение Алтер Ребе, рава Шнеура-Залмана (1745-1812), основоположника хасидского учения Хабад. «Ликутей Амарим» состоит из пяти трактатов, в первом рассматриваются принципы любви и благоговения к Вс-сильному, во второй части развивается доктрина творения с точки зрения хасидизма, третья часть посвящена тшуве(=раскаяние), в четвёртом и пятом раскрываются аспекты предписывающих и запрещающих заповедей иудаизма.

В настоящее время существует несколько достойных Каббалистических школ, некоторые из них «закрытые»: Каббалу здесь сравнивают с высшей математикой, для изучения которой сначала необходимо освоить азы арифметики и простой математики, то есть — в совершенстве изучить иврит и Тору. Есть мнение, что изучение Каббалы должно быть соединено с практикой иудаизма, поскольку Каббала — неотъемлемая часть еврейской духовной традиции. Массовое же увлечение Каббалой неизбежно носит поверхностный характер.

Другие школы направлены на распространение идей Каббалы (ключи к каббале) — среди них Международная Академия Михаэля Лайтмана в Израиле и Школа Бергов в США, основоположники которых пишут книги, издающиеся на практически всех языках мира. Сторонники популяризации Каббалы полагают, что это учение оказывает положительное влияние на развитие каждого индивидуума и человечества в целом.

Терминология в Каббале: последствия вавилонского смешения языков

Представляется важным разобраться с терминологией, ключи к Каббале. В слово «Каббала», состоящее из букв иврита: куф, бет, ламед и хей (конечная буква хей — немая, она не читается), в русских текстах — когда речь идёт о еврейском мистическом учении — часто добавляют дополнительную букву «б» и пишут «каббала» — вероятно, с целью отличить это слово от русского слова «Каббала», обозначающего состояние зависимости, плен. Эти понятия следует различать. Они отличаются как ключ, которым открываем замок, от ключа, из которого можно напиться воды.

Изначально слово Каббала означает «получение». А также: божественный поток, связь со Всевышним, провод, портал, канал, и — кабель, наконец. Итак, Каббала означает:

1. Связь со Всевышним, приносящую благополучие человеку, осуществившему эту связь.

2. Каббала = Акбала, что значит — проекция, соответствие, параллель.

дерево сефирот каббала

В русском языке слово Каббала часто также означает связь и привязку, но — другого, отрицательного плана: привязку человека, попавшего, например, в ситуацию зависимости от феодала или работодателя или банка при взятии кредита. Такие связи всегда негативны и от них надлежит срочно избавляться.

Написание слова «Каббала» приводится в точном переводе — с одной «б» в середине и без немой «хей» в конце.

Ключи к Каббале: три основных раздела

Каббалу можно условно представить в виде трёх разделов: теоретическая, медитационная и практическая Каббала.

Теоретическая Каббала описывает миры, сферы, присутствующие здесь и сейчас на разных частотах. Также теоретическая Каббала предоставляет «знаки» или «ключи» — своеобразные ориентиры для человека, желающего перемещаться по этим мирам и, главное — вернуться обратно без потерь и с духовными приобретениями. По этим ориентирам человек обучается различать положительное, ведущее к благополучию и негативное, ведущее к разрушительной зависимости — иными словами: понятия добра и зла. Это — не те понятия добра и зла, которыми спекулируют в мире людей, а понятия добра и зла в очах Вс-вышнего, дающего энергию.

Медитационная Каббала объясняет, как войти в эти миры. Книг по медитационной Каббале издано немного, гораздо больше скрывают неизданные рукописи или устная традиция. По сути, передать нужное состояние может только учитель — ученику.

Практическая Каббала — это магический раздел. Магическая сторона Каббалы такова, что открывается — как и знание в традициях других народов — избранникам Духа. Из открытого рекомендуется прочесть трактат «Разиэль-hа-Малах»/ «Книга ангела Разиэля» и книгу «Шошан Йесод Олам»/ «Роза основания мира». Примеры практического использования Каббалы оставляет следы в истории и будут приведены в соответствующем разделе.

Теоретическая Каббала. Обзор трактатов и авторов.

Каббалистическое учение изначально было герметичным и передавалась устно от учителя ученикам, впоследствии было записано. Поэтому авторство некоторых Каббалистических текстов невозможно определить достаточно достоверно. Мудрость тысячелетиями собиралась в сокровищницу духа, и тот, кто вынес сокровища из хранилища на поверхность, не всегда является его истинным хозяином.

 Тора

Предание сообщает, что Моше-рабейну (Моисей) получил («кибель») Тору на горе Синай от Б-га и передал Йегошуа-бен-Нуну. Йегошуа-бен-Нун передал Тору старейшинам, а старейшины — пророкам. Пророки передали её мужам Великого Собрания (Пиркей Авот 1:1).

В письменной Торе есть четыре уровня понимания текста:

Уровень «Пшат» — буквальное понимание текста;

Уровень «Ремез» — уровень намёка, который надо уловить;

Уровень «Драш» — толкование мудрецов;

Уровень «Сод» — тайна, открывающаяся праведным душам;

Составленные вместе первые буквы четырёх слов-названий уровней образуют слово-аббревиатуру «пардес»/ «сад» или «рай». Традиционно считается, что только тот, кто постиг эти четыре уровня, может начинать изучение Каббалы. Другие Каббалистические школы полагают, что постепенное знакомство с основами Каббалы возможно и для тех, кто не достиг четвёртого уровня — при условии непременного изучения Торы и Талмуда, которые предписывается изучать каждый день в течение всей жизни человека.

«Вначале было слово»? Подлинный текст первой книги Торы на иврите таков: «Берешит бара Элохим эт hа-шамайим вэ эт hа-эрэц», что в переводится так: «Создал / родил (окончание единств.числа) Создатели (окончание множ.число) небо и твердь». В Торе много интересного. Первая книга называется Берешит = по первому слову, с которого она начинается. Само словосочетание «берешит бара» тоже не простое — оно означает «создать из ничего» / «создать из самого себя» и очень похоже на понятие «родить». Буква «Б» считается в иврите особой — с неё начинается Тора. Дальше ещё интереснее: понятие Элохим, Создатель. Создатель один, а окончание слова — «им» — множественного числа. И этому тоже есть объяснение, которое будет приведено в своё время. Вся Тора = как пазл. И это — ещё не Каббала, сравниваемая с высшей математикой, а только введение в неё.

Согласно Торе (Бемидбар 27:20), Б-г повелел Моше «возложить своё великолепие» на Йегошуа-бен-Нуна. Иными словами, сообщить своему преемнику собственный уровень пророчества — некие ключи, необходимые для вхождения в пророческое состояние. Эти «ключики» и есть Каббалистическая традиция.

Тора традиционно подразделяется на письменную и устную. Письменная Тора — это текст, написанный на таблицах/скрижалях, которые получил Моше на горе Синай. Устную Тору составляет информация двух типов: во-первых — древние тайные знания, которые намеренно не записывались и передавались только «из уст в уста», а во-вторых — более развёрнутые сведения о событиях, отражённых в письменной Торе.золотые таблички тарота

Есть остроумная еврейская майса/сказка о том, почему есть устная и письменная Тора. Рассказывают, что прежде чем отдать Тору евреям, Всевышний предлагал её другим народам. «Вот Тора. Хотите принять её, стать Моим народом и исполнять Мои законы?» — вопрошал Творец. И осторожные народы спрашивали: «А что в ней написано?» Творец подробно объяснял им содержание Торы, но людям становилось неинтересно и они отказывались. Тогда пришёл Вс-вышний к евреям. «Вот Тора, Моё учение. Хотите принять её, стать Моим народом и исполнять Мои законы?» И евреи спросили…: «Сколько стоит?» «Бесплатно…» — отвечал Всевышний… И евреи сказали: «Дайте ДВЕ пожалуйста». Поэтому были даны две Торы — письменная и устная.

Письменная Тора — пятикнижие Моше (Моисея) — состоит из пяти книг, название которых происходит от первого слова, которым эта книга начинается. В них излагается версия происхождения мира и содержатся предписывающие и запретительные заповеди. Для лиц, причисляющих себя к еврейскому народу и исповедующих иудаизм таких заповедей 613 (шестьсот тринадцать), из которых 365 запретов (как поступать нельзя) — по числу дней в солнечном году и 248 предписаний (как следует делать) по числу частей человеческого тела в древней медицине. Для представителей других народов и конфессий — всего семь заповедей.

(с) Горильчаник Э. 2018г.

Рекомендуемые записи:

псионика - псси магия
Новости

Семинар старшего курса «Специализация Псиоников — совершенствование Сознания» пройдет с 12 по 15 декабря

Семинар продвинутого уровня открывающий возможность к работе в специализации Псиоников. Работа с программами сознания и геометрией архитектуры личности. Совершенствование ментальных тел человека. Духовное целительство. Программа

целительство - коррекция чакр
Новости

Семинар 4-5 курса «Практики Внутренней Алхимии — формирование тела Света» пройдет с 14 по 17 ноября

Закрытый семинар, посвященный практикам Внутренней Алхимии и формированию Тела Света — бессмертной части своей Души. Программа семинара-тренинга: Внутренняя Алхимия и формирование тела «Света» Трансформации Алхимиков

Подпишитесь на новости

Самые новые статьи по магии и эзотерики

X

Добро пожаловать

Запись на следующий набор