Лабиринт в различных культах и верованиях

Лабиринты в эзотерики

Принцип лабиринта

Своими корнями лабиринты уходят в самую глубь человеческой цивилизации. Различные виды лабиринтов можно найти по всему земному шару: Европа, Австралия, юго-запад США, Бразилия, Мексика, Индия, Индонезия.

В Европе лабиринты в основном распространены в Восточном Средиземноморье и на севере континента. При этом средиземноморские лабиринты представляют собой рисунки, а северные – сооружения в виде выкладок из камней или прокопанных дорожек. Изображение лабиринтов можно встретить в виде рисунков в средневековых западноевропейских рукописях и в виде мозаик на полах средневековых зданий (древнеримские) и церквей.

Есть небольшая путаница в понятии «лабиринт» из-за перевода на русский язык. В английском языке выделяют понятия «labyrinth» и «maze». Второе слово можно перевести как «путаница». У лабиринта-maze может быть множество ходов и множество выходов, повороты, ведущие в тупики, и ловушки. В этом лабиринте можно заблудиться и остаться навсегда. Labyrinth на первый взгляд может выглядеть не менее запутанным, чем maze, но путь в нем не имеет ответвлений, и всегда ведет к единственному центру из единственного входа. В этом еще одно отличие лабиринта от головоломки: при движении в maze цель — выход, при движении в labyrinth цель — центр. Далее лабиринты «maze» будут обозначаться как лабиринты-путаницы. Такие лабиринты получили распространение в XIX веке и обычно служили для увеселения придворных.

Виды лабиринтов

Если классифицировать все множество лабиринтов, то можно выделить основные:

  • Классический лабиринт (египетский и критский);
  • Северные и балтийские лабиринты;
  • Индийские Чакра-Вайюха;
  • Римские лабиринты;
  • Средневековые лабиринты (Шартский);
  • Прочие (африканские, лабиринты Дагестана и так далее).

Египетский лабиринт

Описанный древним историком Геродотом египетский лабиринт был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было предположительно полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений.

Egyptian labyrinth

Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 тысяч квадратных метров. Весь этот колосс использовался в качестве гробницы для фараонов и крокодилов, которые в Египте считались такими же священными, как правители. Есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта. Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: «безумие или смерть – вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».

Египетский лабиринт не является лабиринтом-путаницей, а представляет собой погребальный храм, который выстроил величайший из фараонов XII династии Аменемхет III к югу от своей пирамиды поблизости от Хавары, недалеко от Эль-Фаюма. Это необычайно большое сооружение — размеры его основания составляют в длину 305 метров и 244 метра в ширину. Греки восхищались этим лабиринтом больше, чем любыми другими египетскими постройками, за исключением пирамид. Во времена античности его называли «лабиринт», и он послужил моделью для лабиринта на Крите.

Так же есть упоминания существования лабиринта, представлявший собой круглый храм. В его галереях проходили церемонии, посвященные времени, эволюции, а также бесконечным дорогам, которые преодолевал человек, прежде чем прийти к центру, и достижение центра означало встречу с истинным человеком. Скорее всего этот лабиринт был лишь частью огромного лабиринта, описанного Геродотом

Критский лабиринт

Самым известным считается лабиринт на острове Крит. Его еще называют лабиринтом Минотавра. Согласно легенде, на острове Крит существовал лабиринт, созданный по приказу царя Миноса для того, чтобы удерживать в нем Минотавра – получеловека-полубыка. Лабиринт построил Дедал, использовав в качестве модели Египетский Лабиринт. Данное сооружение принадлежало крито-микенской цивилизации, существовавшей в период конец III-II тыс. до н. э.

Невозможно точно определить место, которое было прототипом мифологического лабиринта. На эту роль претендуют Кносский дворец, представлявший собой запутанное многоэтажное строение, пещеры Гортины – разветвленная сеть искусственных пещер, пещеры Скотины, и другие пещерные комплексы Крита.

Долгое время упрощенный образ критского лабиринта чеканился на кносских монетах.

Римский лабиринт

Римские лабиринты – произведения художественного, а не архитектурного искусства. Всё это лабиринты «критского» паттерна – круговые или квадратные с единым путем в центр. Часто с изображением Тесея и минотавра в центре. Квадратный лабиринт часто называют «римским». Размещались такие лабиринты в виде мозаик.

Этрусский лабиринт

Этрусский Лабиринт – гробница великого этрусского правителя Ларса Парсены – последняя в списке Плиния, перечисляющего лабиринты,  построенные по модели Египетского. Это единственная этрусская гробница, упоминаемая римскими авторами, и фигурирует она только в этом перечне.

Гробница была установлена на квадратном монументе из тесаных камней, каждая сторона основания которого была длиной 91 метр, а высотой 15 метров. Под основанием находился запутанный лабиринт, найти выход из которого без провожатого было невозможно.

На квадратном основании гробницы высились пять пирамиды — четыре по углам и одна в центре, основание каждой – 22,5 метра, а высота – 46,5 м.

Кверху пирамиды сужались и на вершине каждой находился бронзовый шар, а на шаре – конусообразное навершие, к которому на цепях подвешены колокольчики, звенящие при порывах ветра. За пирамидами находилась еще одна платформа с четырьмя пирамидами, а между ними – платформа, на которой было еще пять пирамид. Высота последней серии пирамид половине всего строения.

Лабиринт в Асклепионе на Эпидавре

Асклепион – храм бога врачевания Асклепия, и в то же время – основная часть лечебницы, прилегающей к храму. Всего известно о существовании 300 асклепионов в древней Греции, крупнейшими из которых были асклепионы Эпидавра, Коса и Книда.

Исторических документов, упоминавших лабиринт под храмом Асклепия в Эпидавре нет, однако, его остатки обнаружены в ходе археологических работ. Это кольцевой односвязный лабиринт, который или находился в нижней, подземной части толоса, или же располагался здесь намного раньше, и был засыпан при строительстве храма.

 

Лабиринты в соборах Европы

В средние века лабиринты возводились прежде всего в замках орденов. В 12 веке они стали появляться в соборах и церквях в Италии, а в 13 веке они распространились во Франции. Многие лабиринты в последствии были уничтожены в XVII веке. А в XIX интерес к ним вновь вернулся и часть была восстановлена.

В основе лабиринтов для христианской церкви принято считать лабиринт Отфрида Вайсенбургского, разработанный в IX веке. В парадигме Отфрида выделяется строгая концентричность его элементов и «греховное», с точки зрения христианской церкви, число 11, которое на единицу больше совершенного числа 10 и на ту же единицу меньше священного числа 12.

Средневековые лабиринты за счёт симметрично добавленных перегородок несут ярко выраженную идею креста. Так же средневековые лабиринты упоминались в трактатах алхимиков.

Самые известные лабиринты в соборах:

  • Шартрский собор

  • Амьенский собор.

  • Реймсский собор (не сохранился).

  • Базилика Генгам – Французская Бретань.

  • Кельнский собор – Германия.

  • Церковь Итчен Строук, Хемпшир, Англия.

  • Сан-Витале, Римини.

Шартрский лабиринт

Самый узнаваемый лабиринт в соборах безусловно лабиринт в Соборе Нотр-Дам де Шартр, посвященный Деве Марии.

Шартрский лабиринт

Собор заложен на месте древнего каменного святилища друидов. Согласно вере друидов каждый входящий внутрь дольмена получал новую жизнь, благодаря природным силам земли. На этом месте находился колодец и могильник. Друиды вырезали статую женщины с младенцем и назвали ее “Дева под землей”. По одной из исторических версий они изобразили кельтскую богиню-мать, которая брала свои истоки в культе Исиды.

Датируется лабиринт примерно 1200 г. Круг имеет в диаметре 12.89 м, а протяженность лабиринта составляет 261.5 м. Паломники должны были проходить этот путь на коленях –  в церковных записях он называется «путь в Иерусалим» и символизирует путь человеческих душ к Небесному Иерусалиму, с которым, как считается, Шартрский собор имеет незримую связь. Собор ориентирован не на восток, а на точку летнего солнцестояния, как Стоунхендж. Под самим храмом есть сеть подземелий и глубокий колодец, сохранившийся еще с времен языческого храма.

Считается так же, что раньше в соборе хранилась древняя скульптура Исиды, которой поклонялись еще сами Кельты. Неизвестно когда ее разбили и заменили деревянной статуей Богоматери с сидящим на её коленях Младенцем. В 1793 г. эту статую сожгли.

Северные лабиринты

Лабиринты северного и балтийского типов располагаются в разных районах Скандинавии, северной Германии и европейской части русского Севера (особенно на Соловецких островах). Дорожка у таких лабиринтов идёт «навылет», делая в центре лабиринта синусоидальный разворот, наподобие разделительной линии в символе Инь-Ян. Балтийские лабиринты отличаются от северных тем, что вход и выход у них разделён перегородкой, что делает их изображение похожим на рисунок древа.

Часть исследователей считает, что северные круги использовались в ритуальных танцах и их прохождение задавало определённый ритм и траекторию движения.

В устных преданиях Валаамского монастыря сохранились интересные подробности пребывания апостола Андрея на Ладоге. В разных концах острова тогда находили полуразрушенные языческие капища. «Лабиринтов не трогать! — велел им на прощание апостол Андрей. — Это знаки других миров, к бесовскому наваждению отношения не имеющих».

Индийские лабиринты

В Индии выделяются свои лабиринты, которые называются Чакра-Вайюха. Лабиринты этого типа своими корнями уходят в древнюю индийскую традицию магического построения войск. Они имеют в своём центре спираль, что наводит некоторых исследователей на мысль о том, что священнослужителям древней Индии были небезызвестны принципы, используемые в наше время в экспериментах с зеркалами Козырева.

Лабиринты типа Чакра-Вайюха до наших дней находят применение в индийской народной магии. Будучи насыпаны на пороге дома толчёным мелом или рисом, они, по убеждению местных жителей, защищают дом от вторжения злых духов и недругов. Другой способ использования Чакра-Вайюхи – это насыпать шафран в виде такого символа на лист бумаги, произнести заклинание, ссыпать в воду и дать её выпить беременной женщине. Интересно, что подобный обряд для беременных женщин использовался и в Англии.

Использование лабиринтов как магической машины

Использование лабиринтов в магии было различным. Рассмотрим функцию лабиринта в Шартерском соборе. Интересно, что ключевые соборы юга Франции, в том числе и содержащие внутри лабиринты, совпадают с звездами в созвездии Девы.

Собор в целом и лабиринт в частности представляет из себя сложную и многоуровневую магическую машину. При строительстве самого лабиринта использовались определенные закладки или клемы, которые со-настраивали весь рисунок с сознанием гения земли. Сам лабиринт даже внешне напоминает узор мозга. Принято разделять его на 4 четверти. Каждая из них коррелирует с определенной частью мозга и сознания. В соответствии с герметическим учением выделяют правое и левое полушарие. Правое полушарие делится на зону земли – архив нашего подсознания, где хранится информация всех предыдущих воплощений. На зону воздуха – доступ к событиям будущего и связь с высшим союзником. Левое полушарие делится на зону огня – текущие навыки и профили личности, и зону воды – воспоминания текущего воплощения. Чтобы активизировать каждую из четвертей необходимо знать фонетический ключ — заклинание. Центр лабиринта связан с стихией жизни и активизацией Патрона. Так же для правильной работы с лабиринтом необходимо знать какая часть лабиринта с какой частью мозга коррелирует. Известный прием у алхимиков – чтобы прочитать и воспользоваться правильно трактатом по алхимии, надо знать, как его правильно прочесть.

При помощи лабиринта можно целенаправленно работать с каждой из четвертей сознания, преобразуя накопленную информацию.

Сам лабиринт является моделью Планетарного сознания Гения Земли. Строили лабиринт Тамплиеры. Шартрский собор стоит на месте бывшего места поклонения культу Исиды в интерпретации Кельтов. Все убранство собора указывает на содержащуюся тайну этого места. Под собором так же есть сеть лабиринтов и колодец, что выступает так называемым коллектором для сбора энергии. Предположительно под собором располагаются ложи спящих – древних людей самадхи.

Сегодня лабиринт в соборе притягивает тысячи туристов своей необычностью. Обычные люди, бесцельно проходя по узорам лабиринта, выступают в качестве доноров энергии для всей этой машины. Точно известно, что и сегодня в соборе проводят ритуалы различные общества, посвящённые в его тайны. По сути, Шартрский собор единственный пережил непростую историю с 13 века и до наших дней в неизменном виде.

Лабиринты в литературе

Образ лабиринта так же можно встретить и в художественной литературе.

Интересное описание лабиринта в трудах Роджера Желязны «Хроники Амбера». В самом описание Вселенной героев книги одно из ключевых мест отведено двум лабиринтам. В мире истинном Амбере, от которого расходятся сотни и тысячи миров отражений, под замком правителей находится огненный путь, Лабиринт. Считается, что в схеме лабиринта лежат основы миростроения. Пройти этот лабиринт могут лишь носители королевской крови. Каждый прошедший его, обретает особый дар и возможность перемещаться между Тенями — параллельными реальностями.

Как его противоположность в мире хаоса есть свой Лабиринт – Логрус, чей узор постоянно меняется. Его пройти может любой, но не каждый дойдет до конца. А кто сможет преодолеть все его ловушки, наделяется силой управления Тенями.

Так же образ лабиринта можно встретить в книгах Макса Фрая. Там упоминается лабиринт короля Мёнина, который состоит из обрывков других миров. Главный герой вынужден пройти этот лабиринт и чуть-ли не остаться там навсегда, потеряв память о себе и своей реальности. Тем ни менее Максу с помощью создателя лабиринта удается выйти из него. После чего он получает способность открывать двери в другие миры. Этот дар в первое время сильно досаждал Максу, так как любая дверь на его пути вела без концентрации совсем не в соседнее помещение, а в лабиринт.

Как мы упоминали выше лабиринты, как отдельный объект культуры и инструмент в различных культах и верованиях, существовали уже тысячи лет назад. Историки и исследователи выделяют основные применения для лабиринтов древности:

  • Рисунок танца в ритуалах;
  • Прохождение инициации в различных культах;
  • Места перехода в другие миры;
  • Точка перехода в мир мертвых.

Обучение эзотерики                                                                                                                                                                                                                                                                                            Валерия В.

 

Поделитесь этим постом

Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Рекомендуемые записи:

патрон - аджна чакра - бессмертный ментал
Новости

Работа на Саркофаге старший курс «Прошивка Аджна чакра» с 17 по 18 июля г.Москва

Индивидуальная практическая работа с частотным диапазоном Аджна-чакры — Активизация связи с Патроном. День 1: Уплотнение и структурирование аджна-чакры. Проработка тела Бессмертного

Подробнее

Подпишитесь на новости

Самые новые статьи по магии и эзотерики

X

Записаться на первый курс обучения

Заполните форму ниже или напишите нам на почту safita.pro@gmail.com